crc_banner_june

Часть четвертая. Порто Торрес, Кастельсардо, живописная дорога вдоль моря

В дорогу!

Пора в путь. Оставив гостеприимный Альгеро, мы выдвинулись в сторону северного побережья. Как всегда, в самое пекло. Проехав часа полтора, свернули в тень деревьев, где устроили длительный пикник. Там же я умудрился уронить на себя груженый велосипед, порезав чем-то острым колено. Нехорошо.

Совсем рядом лежал город Сассари, и мы необоснованно в него въехали. Город оказался шумным, что было совершенно неприятно после тихого курортного Альгеро. Но нет худа без добра: в супермаркете Мурзик купила клей для моих вело туфель, которые с началом путешествия резко стали разваливаться.

Я даже занервничал, потому что достать на Сардинии вело туфли для контактных педалей размера 47 представлялось невыполнимой задачей. Но клей помог, и обувь пропедалила после ремонта еще тысяч семь километров и два больших путешествия.

Город Сассари мы практически не видели. Заехали в исторический центр, но из-за жары нам как-то не захотелось по нему бродить. Поэтому двинулись на север, к морю. Преодолев очередные 25 км, вышли на шоссе, которое проходило вдоль морского побережья. Налево городок Порто Торрес, направо наш путь. Поехали направо, так как где-то рядом, по моим расчетам должен был быть кемпинг. Так и оказалось.

Кемпинг был огромный. Мы выбрали себе место по родству душ, около мотоциклистов, разместились и поужинали. На моем велосипеде появилась восьмерка, и я начал ее править. Вообще, это оказалось неприятной новостью, так как я специально перед походом заказал себе новое крепкое заднее колесо. Мурзик тем временем записывала наши похождения в судовой журнал.

Потом мы немного прогулялись к морю. Делать было нечего, легли спать. Однако часов в десять в кемпинге начался праздник. Заиграла музыка, караоке и прочие безобразия. Несмотря на некоторую удаленность нашего места ночевки, спать не получалось. К сожалению, это обычное явление в итальянских кемпингах — как минимум до двенадцати ночи для посетителей устраивается дискотека. Понятное дело, народу нравится. Нам — не очень, учитывая, что весь день крутили педали.

Порто Торрес

На следующее утро сгоняли в Порто Торрес. Небольшой городок, с пляжами и бухтами. — весьма красиво. Немного покатавшись, мы закупили провизии в Лидле и вернулись в кемпинг.

порто торрес сардиния

Наш дальнейший путь лежал вдоль морского побережья. Это означало постоянный вверх-вниз при изнуряющей жаре. Дорога вьется между скал, периодически открывается потрясающий вид на море, уходящее к горизонту, едва видимому в голубой дымке. Преодолев очередной подъем, я неожиданно понял со всей ясностью: а ведь мы и в самом деле в Дороге!

Такое открытие кажется странным, но предыдущие дни мой мозг был занят организационными вопросами, к тому же начало оказалось таким, что постоянно висела опасность срыва путешествия. Не было ни времени, ни настроя по настоящему ощутить то, что мы в путешествии, что колесо нашей истории уже крутится. И тут, на красивейшем сардинском побережье, осознание этого факта свалилось на меня внезапно и безжалостно. Трудно выразить словами, что я имею в виду.

Я поразительно отчетливо понял, что моя авантюрная затея, вынашиваемая где-то на периферии сознания уже не первый год, на самом деле осуществилась, что мы находимся в самом начале своего пути, и что у меня практически нет плана. И это здорово. Впереди почти бесконечное путешествие, которое даже невозможно представить. Мысли о прошлом и будущем, о жизни и работе, которые все время подспудно крутятся в голове, самым неожиданным способом растворились, оставив только насущное. Какой смысл думать о прошлом, если оно уже прошло, зачем думать о будущем, если нет никакой возможности на него влиять.

Сказать, что все это очистило мое сознание — это не сказать ничего. Полная перезагрузка. Зачем западные люди тратят огромные деньги на психоаналитиков, зачем наши пропускают через себя тонны алкоголя только для того, чтобы избавиться от стресса? Просто увольтесь с работы, купите велосипед и выезжайте в дорогу. Без плана, без бюджета. Дорога сама позаботится о вас. Стресс, подавленное состояние, чувство тревоги — вот те слова, которые станут для вас совершенно непонятными. Разве это не здорово?

Кастельсардо

кастельсардо сардиния

Потихоньку мы докатились до городка Castelsardo. По сути — это замок на горе, поэтому мы тут же устремились к вершине, преодолевая крутые подъемы. Четырёхглавый сардинский флаг был нам ориентиром. А ведь я еще не рассказывал вам про флаг Сардинии! Это же одна из первых вещей, что бросается в глаза, когда приезжаешь на остров!

флаг сардинии четыре головы

Очень интересный флаг выбрали себе сардинцы — белое полотно, разделенное на четыре части красным георгиевским крестом, и в каждой части по черной голове с повязками на глазах (или на лбу). Естественно, меня сразу же заинтересовало происхождение и значение столь экзотической геральдики. Только вернувшись домой, к живительному интернету, я смог утолить свое любопытство, а сейчас поделюсь и с вами.

Перед тем, как стать флагом Сардинии, этот символ изрядно покочевал по Пиренейскому полуострову. Впервые он был использован арагонцами в одиннадцатом веке, когда те успешно взяли Алькорас с хорошо укрепившимися там маврами. Арагонцы вышли в бой под знаменами святого Георгия, а после победы тогдашние пиар менеджеры короля Педро Первого добавили на имеющийся флаг четыре черных профиля, которые означали отрубленные головы мавританских вождей.

Знамя, столь недвусмысленно обозначающее победу сил добра над силами зла очень быстро распространилось на все Арагонское королевство. Крестоносцы с большим энтузиазмом использовали его в своих походах, что крайне не нравилось маврам. Флаг с отрубленными головами еще долго гулял по территории современных Испании и Португалии, став символом борьбы христиан за истинную веру. В конце концов, он попал на Сардинию, так как остров тогда был под владычеством арагонцев.

Самое парадоксальное, что сардинцы, в своей борьбе за независимость стали использовать этот занесенный захватчиками флаг в своих целях. Наверно, арагонцы не могли понять логики диких горцев, выходящих в бой под знаменами своих же врагов. Постепенно, влияние Арагонского королевства на материке уменьшилось, и четырёхглавый флаг утратил былое значение, но сардинцы по прежнему оставались к нему неравнодушными. Дело в том, что для них черные головы стали ассоциироваться не с маврами-нехристями, как это было во времена крестовых походов, а с работорговлей, процветающей на средиземноморье. Так как сардинские горцы сами часто становились объектом этой торговли, то не слишком удивительно, почему этот своеобразный флаг стал им столь близок.

Меня особенно интересовало, что означают повязки на головах, иногда расположенные на лбах, а иногда и на глазах. Единого мнения у историков нет. По всей видимости, повязка на лбу — это упрощенное изображение головных уборов мавританских королей, что-то вроде корон-венков, которые те носили во времена войн с христианами. Почему же повязка переехала на глаза?

Тут много версий, и научных, и основанных на легендах. По одной из них, чтобы еще более унизить казнимых мавританских предводителей, крестоносцы натягивали их короны им на глаза. Поэтому для мавров видеть на вражеском флаге головы своих вождей с закрытыми глазами было вдвойне оскорбительно.

Другая теория сползшей на глаза повязки приходится уже на более позднее время, когда флаг перешел к сардинцам. Повязка на глазах — это символ протеста против иноземных захватчиков. Сардинцы были так унижены оккупацией, что предпочитали закрывать глаза, чтобы не видеть своего позора.

На самом деле, все объясняется проще: один из государственных художников, перерисовывавший флаг в восемнадцатом веке, допустил ошибку или просто пошутил. Так или иначе, лет десять назад ошибка была исправлена, и теперь черные головы с сардинского флага могут смотреть свободно на окружающий мир. Однако сардинцы по прежнему предпочитают вешать на свои дома флаги старого образца, с завязанными глазами.
Надеюсь, этот маленький исторический экскурс был интересен читателям моей книги.

Исторический центр Кастельсардо пешеходный, и вздохнув, мы пристегнули велосипеды к забору, и дальше пошли на своих двух. Говорят, в ясный день из замка можно увидеть все северное побережье Сардинии, а также в придачу берег Корсики. Но сегодня небо затянуло облаками, и нам пришлось довольствоваться тем, что есть. Мы облазили практически все узкие улочки, побывали на всех обзорных площадках, поели мороженого.

кастельсардо сардиния

Пора дальше в путь. Ехать особенно не хотелось, и через 20 км мы нашли кемпинг, в котором решили остановиться. Кемпинг, в отличии от предыдущего оказался очень тихим и домашним. Также нас обрадовало большое количество кошек, которых приютили хозяева кемпинга. Кошки были сытыми и сонными, но по обыкновению южноевропейского кошачьего племени от знакомства воздерживались.

PS. Так как выпуски отчета будут публиковать не каждый день, предлагаю подписаться на получение статей на е-мейл.

podpis-12

Ваши комментарии к статье:

Сайт Котовского

5 Комментариев

1. Аня - Anfisa007: -

Как мне близки и понятны эти мысли о путешествии! Ваш блог содержит мощный заряд энергии и, возможно, сдвинет с места еще не одного человека. А мы когда-нибудь, когда наши сыновья смогут в полной мере освоить велосипеды, тоже отправимся в какое-нибудь увлекательное велопутешествие. Потому что застой наступает очень быстро, если осесть в путешествии хотя бы на неделю.

2. Котовский: -

Аня, спасибо за высокую оценку.

Для меня источником энергии оказался вас сайт, меня очень удивило, как можно так легко и просто путешествовать по Азии с двумя детьми, на небольшие деньги. Искренне завидую вашим пацанам, что им не приходится ходить в школу, которую я ненавидел всей душой, и которая сейчас стала еще хуже.

С удовольствием бы пообщался на темы путешествий, к вам, как к практикам есть много вопросов.

3. Igor: -

Судя по всему не сразу к тёплой погоде привыкли)))
    А на Сардинии ездили по федеральным дорогам или были велодорожки?

4. Котовский: -

Не, тепло — это хорошо. Просто у нас есть плохая привычка ехать по самой жаре (поздно встаем).

Велодорожек там нет. Сардиния вообще не показалась велосипедным островом. Ездили по обычным второстепенным дорогам. Автотраффика мало, водители адекватные, впрочем, как и везде в Италии.

5. Николай: -

охоххо, тоже 47 размер велотуфель)

Мне интересно ваше мнение!

Поставить себе аватар вы можете здесь.
Все комментарии премодерируются, ознакомьтесь с правилами комментирования.