crc_banner_june

Часть десятая. Рива дель Гарда и горы

До Рива дель Гарда было всего лишь 10-15км пути, и я даже не планировал там задерживаться, полагая, что это очередной гламурный курортный городок. Но когда мы на подъезде начали встречать все больше маунтинбайкеров на приличных двухподвесах, я понял, что место это особенное.

Как оказалось, Riva del Garda и близлежащие Torbole sul Garda и Arco — это мекка скалолазов, треккеров и велосипедистов. Все эти городки насквозь пропитаны духом окружающих их гор. Повсюду прокаты велосипедов, продажа велоодежды и альпинистского снаряжения.

Я уже понял, что в очередной раз влюбился. Рива сразу поразила мое сердце, и я осознал, что прямо сейчас мы никуда не поедем, а останемся как минимум на несколько дней. Приземлились в маленьком кемпинге, по соседству с австрийскими велотуристами. Они прошли через Альпы, и теперь собираются в Венецию.

Хозяин кемпинга — очень дружелюбный итальянец, разговаривающий преимущественно по-немецки. В Риве вообще немецкий язык самый главный — когда-то это был австрийский город, да и сейчас здесь 95% туристов немецкоговорящие.

Все фотографии кликабельны

Мы, уже несколько отвыкшие от штормового ветра, были удивлены шквальными порывами с гор, чуть не сорвавшими нашу палатку. Хозяин кемпинга объяснил, что ветер всегда в этом месте дует с огромной силой, примерно с десяти утра до пяти часов вечера, а потом наступает штиль. Так и оказалось, каждый день погода была примерно одинаковой: утро — ветер, вечер — благодать, ночь — гроза.

Ближе к вечеру мы вышли в Риву погулять. Просто невероятно приятный городок, особенно в сумерках. Очень красивая набережная, аккуратный старый центр, темные массивы окружающих гор. Я был просто в восторге.

рива дель гарда, озеро гарда

Но мой восторг усилился во много раз, когда я прочитал в туристической брошюре, что можно совершать восхождения на полуторатысячные горы даже без специального снаряжения: по размеченным тропинкам. Это казалось просто невероятным. Я посмотрел на гору, видимую из нашего кемпинга и попытался отыскать часовню Санта Барбара, каким-то непостижимы способом построенную на высоте около 700 метров почти отвесной скалы. С трудом мне удалось отыскать едва различимое белое пятнышко. Согласно путеводителю, к этой часовне вела извилистая тропинка, по которой можно забраться, потратив пару часов.

Разумеется, я тут же объяснил Мурзику, что из велосипедистов мы превращаемся в скалолазов, по крайней мере, на несколько ближайших дней. Мурзик протестовать не стала, но посмотрев на маленькую часовню на середине горы, кажется мне не поверила.

Наш кемпинг располагался у подножья невысокой горы, точнее гребня Монте Брионе. Всего 300 метров высотой, но согласно путеводителя, треккера на вершине ждали австрийские укрепления времен первой мировой. Для разминки и тренировки я назначил прогулку по этому гребню на второй день нашего пребывания в Риве.

Довольно рано проснувшись, мы вышли в наш первый горный поход. Тропинка, вырубленная ступеньками в камне, сразу резко пошла вверх. Как оказалось, мы были не первыми и не единственными: по дороге мы обогнали не одну группу туристов. Поднимаясь все выше, нашему взору открывались великолепнейшие виды на озеро Гарда и соседний городок Торболе.

рива дель гарда, озеро гарда

рива дель гарда, озеро гарда, монте брионе

рива дель гарда, монте брионе

С другой стороны открывалась, как на ладони Рива.

Ощущения великолепные, я в первый раз оказался пешком на такой высоте, и мне это очень понравилось. Мы прошли по краю гребня, делая фотографии, а потом спустились с другой стороны. К сожалению, спускаться по тропинкам, состоящим из больших и маленьких булыжников сложнее, чем подниматься, по крайней мере, в кроссовках.

Вернувшись в кемпинг, мы пообедали и поехали на велосипедах в Торболе. Там путеводитель также обещал всякие интересные тропинки. Но так как мы были на великах, пришлось ограничиться небольшим подъемом.

озеро гарда, рива дель гарда

В Торболе также все одержимы маунтинбайком, в городе на дорогих двухподвесах людей больше, чем пешком. В этой местности столько велосипедных трейлов различной сложности, что я единственный раз в путешествии пожалел, что подо мной туристический гибрид на тонкой резине, а не горный велосипед. Мы попробовали на своей технике подняться по одному из таких трейлов, но через несколько километров поняли, что на тонких сликах здесь делать нечего и вернулись.

рива даль гарда, вечер, ночь, озеро гарда

рива дель гарда, озеро гарда

Следующий день нам запомнился надолго. Пристегнув велики у начала подъема, мы начали восхождение к часовне Санта Барбара. По дороге, на высоте 250 метров располагался недавно реставрированный бастион, построенный венецианцами незадолго до того, как они утратили свое влияние на эту область. Мы довольно бодро достигли этой высоты.

рива дель гарда, озеро гарда, бастион

Дорога в прямом смысле этого слова закончилась, началась каменная тропинка. Когда я смотрел на гору снизу, то казалось, что ее склон практически отвесный, и я недоумевал, как же мы будем подниматься. Разумеется, склон был достаточно пологим, чтобы уместить узкую тропку, круто уходящую вверх серпантином, но не более того.

Путь был популярным, часто мы то обгоняли кого-то, то обгоняли нас. Поднявшись всего на половину намеченной высоты, мы единогласно решили, что катить весь день на велосипеде значительно легче, чем всего час подниматься по такой «дороге». Жара стояла страшная, пот выливался литрами. Хорошо, что я позаботился о воде, положив в рюкзак две полуторалитровых бутылки и одну пол-литровую.

Наконец, часовня уже стала видна, и сделав решительный рывок, мы неожиданно вышли к горному приюту. Как он там оказался, как его построили, остается загадкой, как и в случае часовни. Также странно, как в этот приют доставляют прохладительные напитки на продажу. Мы купили по банке холодного лимонада, что обошлось нам 4 евро — вполне приемлемо, учитывая труднодоступность места.

рива дель гарда, горы, часовня

Еще десять минут, и мы у часовни. Просто невероятный вид, потрясающие ощущения. Наверно, это был один из самых приятных моментов в моей жизни. Еще никогда я не ходил пешком так высоко, гребень Монте Брионе, на который мы поднимались вчера, выглядел детской горкой с этой высоты. В самой часовне лежала тетрадь, куда можно было что-нибудь написать. Полистав, мы нашли записи и на русском языке. Тоже написали про себя и свою дорогу. Просто здорово.

Посидев еще полчаса перед простиравшейся внизу Ривой, мы собрались в обратный путь. Перед подъемом я тешил себя надеждой, что после часовни мы продолжим путь и доберемся до вершины. Но отсутствие тренировок подобного рода, в сочетании с резким усложнением дороги поубавило мой энтузиазм.

Не имея треккинговых ботинок, спускаться было совсем уж неприятно. Острые камни больно кололи ступни через мягкие подошвы кроссовок, вдобавок мы чуть пару раз не растянулись, поскользнувшись на скользких булыжниках в неподходящей обуви. Но так или иначе, через час мы уже были внизу. И вовремя, так как неожиданно с Альп принесло тучи, и часовня, где мы только что были, стала невидима снизу.

Ночью разыгралась потрясающая гроза: сначала бешено сверкали молнии, но туча с ливнем не могла добраться до нас из-за окружающих гор. Наконец, это ей удалось, и стихия выплеснула на нашу повидавшую виды палатку много кубометров воды. Одно время я даже обеспокоился, а не придется ли нам сегодня плавать, но французская фирма Quechua делает свою продукцию на совесть.

Утро опять нас встретило ярким солнцем в сочетании с шквальным ветром. В этот день мы решили прокатиться на север: в городок Arco и дальше. Арко — это такая маленькая столица скалолазания области Трентино. По улицам передвигается в основном два вида туристов: маунтинбайкеры и люди с рюкзаками, веревками, карабинами и касками. Мне такие туристы очень нравятся. Приятно видеть в одном месте столько людей, которые приехали проводить свой отпуск таким образом. Вдвойне приятно, что многие привозят с собой детей. Уверен, что из детей с такими родителями вырастут хорошие люди.

озеро гарда, рива дель гарда, арко

Город Арко мне очень понравился, несмотря на проколотое колесо канцелярской кнопкой. Это наверно был первый звонок из реальности, напомнивший мне, что скоро эта дорога закончится, и из самодостаточного путешественника опять придется превратиться в представителя офисного планктона.

Мы еще прокатились по окрестностям, и остались очень довольны. Вернулись в Риву, в очередной раз прогулялись по городу и пошли спать. На следующий день приняли решение ехать на южное побережье. По хорошему, надо было задержаться еще как минимум на три дня, но привыкшие к частой смене декораций, мы заскучали. Хотелось снова в дорогу.

озеро гарда, арко

Двигаться на юг решили по западному побережью, так как хотелось объехать озеро по кругу. К сожалению, западное побережье — это почти один сплошной тоннель, вдобавок местами неосвещенный. Очень неприятно ехать, когда сзади тебя настигает колонна машин: звук такой, как будто рядом приземляется самолет. А если уж тебя догоняет несколько мотоциклов…

Встать на ночлег мы хотели где-нибудь около Дезенцано дель Гарда, но все встреченные кемпинги удивляли совершенно несуразными ценами. Пришлось снова ехать в знакомый кемпинг в Лугана, в который мы вкрались ночью несколько дней назад. Там нас приняли, как старых знакомых, дивясь рассказам про объезд озера на велосипедах и восхождения на горы. Палатку поставили на том же месте, в дальнем углу. Активная часть путешествия была закончена, оставалось расслабиться. Чем мы последние несколько дней и занимались.

Добираться своим ходом до Бергамо не хотелось, поэтому мы проехали эти 80 км на поезде. По незнанию, мы не покупали билеты на велосипеды, так как в Лигурии нам сказали, что это не требуется. В этой части Италии, как выяснилось, велосипеды также должны быть обилечены. Кондуктор объяснял нам это положение на итальянском, я кивал, но доставать деньги не торопился. Меня вдохновил пример негра, который на вопрос о билете выворачивал пустые карманы и разводил руками. Кондуктор долго ему что-то втолковывал, но как мне показалось, негру было это как-то все равно. Расстроенный страж порядка удалился. На следующей остановке он столь же безуспешно пытался обилетить другого вошедшего негра, с тем же результатом. Как я понял, негры совершенно не понимают, зачем нужно платить за проезд, если тебя не выкидывают из вагона.

Прибыв в Бергамо, мы без промедления выдвинулись на поиски аэропорта. Наш единственный луч света в навигационном царстве — телефон с GPS уже пару недель лежал в коме, поэтому ориентироваться пришлось только по знакам. К счастью, дорога до аэропорта не была длинной, и через двадцать минут мы были на месте. Приехав в аэропорт в десять часов вечера, надо было думать, чем занять себя до пяти утра. Мурзик купила странную неополитанскую версию игральных карт, и мы пол ночи пытались адаптировать их к православному «дураку».

Из здания аэропорта нас выгнали в полночь, поэтому ночь мы провели на улице. Спать, разумеется, не ложились. Утром, перед посадкой в самолет наши силы были на исходе. Я в очередной раз пообещал себе: больше никаких ночевок в аэропорту. Дорога домой вспоминается, как ужасный кошмар. Я еще кое как держался, но Мурзику было реально плохо.

Но все кончается, закончилось и наше путешествие. Мы в Таллине, сказочный мир Дороги остался где-то позади.

бергамо аэропорт, озеро гарда, арко

Читать также:

podpis-12

Ваши комментарии к статье:

Сайт Котовского

19 Комментариев

1. Ирина: -

Как, уже все?? Я думала, что 43 дня растянутся частей на 20.
    Но все равно спасибо, очень понравилось! Фотографии с гор просто офигенские! И вообще путешествие на пять баллов, по хорошему завидую. Муж говорит, что точно будем покупать велики.

2. Котовский: -

Ирина, ну вот, можно считать, плюс два велосипедиста.

3. Алесандр: -

Привет Виктор ! С большим интересом прочитал отчет. Понравился и весь сайт в целом. Буду заходить, заряжаться позитивом. С уважением, обладатель рамы Giant trance голубого цвета. Рама успешно прошла испытания в Испании, побывала во Франции на знаменитом перевале Турмалет, и благополучно спустилась по трассе даунхила в Андорре. С наилучшими пожеланиями Iskatel Vetra

4. Котовский: -

О, Александр из Риги? Приветствую!

Транс не подвнл, это хорошо. Круто у тебя получается кататься, рад за тебя. Спасибо, что заглядываешь на сайт, надеюсь, смогу еще что-нибудь выдать интересное.

5. Алесандр: -

Да, это было круто, но всё в одной поездке .Мои знакомые часто ездили кататься на серфинге на Гарду. Всвязи с этим у меня вопрос — почему нет ни одного снимка озера с парусами, говорят, их там тысячи.

6. Алесандр: -

Пардон, снимки есть, но паруса микроскопические, сразу не разобрать. Вы не подъезжали к берегу?

7. Котовский: -

Конечно мы были на берегу. Рива дель Гарда и стоит на самом берегу, с севера. И серфингистов там действительно тысячи. Но мы как-то специально их не фотографировали.

8. Far02: -

Еще неделя не прошла, как мы вернулись из Ривы — и тоже в нее влюбились! Хотя встретила она нас неприветливо — дожди, туман — видимость не больше 100м. И так почти все время проживания. Туристов уже не очень много. В основном немецкие пенсионеры. И чуток велосипедистов и туристов. Чистота, уют и умиротворение оставляет после себя Рива. Назло погоде все равно оседлал велосипед и скатал в Арко и в Лимону. Местами наступало просветление и пейзажи открывались захватывающие. В церквушку, что вы с Мурзиком ходили — не поднялись — из за дождей почти непроходимо. А как церковь ночью подсвечена! Видно сквозь облака, тоже оставляет неизгладимое впечатление. В общем, восхождение к ней оставили на следующий раз — ибо уезжая пообещали себе сюда вернуться и не на 2 дня, а минимум на 4-5. И в чуть менее дождливый сезон.

9. Котовский: -

Эх, здорово, тоже с удовольствие туда вернусь когда-нибудь. Жаль, только, что вы осенью там оказались.

10. natlisa: -

Привет, Виктор! У Вас замечательный сайт, я просто не могу оторваться от Ваших отчетов, читаю их вслух мужу и детям, пересказываю друзьям и знакомым. Многие места нам уже знакомы, правда путешествуем мы в основном на автомобиле, но ночуем обязательно в кемпингах или у друзей и родственников, которых в Западной Европе теперь, к счастью, немало. Ведь снять гостиницу на четверых — это ж никаких денег не хватит, да и как выяснилось в кемпингах намного интереснее. Вспоминается сразу много замечательных людей, с которыми легко и непринужденно знакомишься и общаешься, не взирая ни на какие языковые барьеры. Очень жаль что в этом путешествии вы проскочили на поезде самую прекрасную часть Лигурии — потрясающую Чинкве Терра (5 земель). Таких пейзажей и таких итальянских деревенек мы не видели никогда, хотя повидали уже немало. Сами узнали об этой красоте уже в Италии и даже пожертвовали ради нее поездкой в Пизу и во Флоренцию, о чем ни капли не жалеем. Очень большая просьба в отчетах писать названия кемпингов, а желательно и координаты, а то ведь Вы так пишете, что немедленно хочется в Дорогу

11. Котовский: -

Спасибо за добрые слова.

Насчет названий кемпингов и их координат… с этим сложно, я как-то не веду их учет. В принципе, на ru.camping.info можно найти любые варианты кемпингов.

12. Илья: -

Добрый День

подскажите пожалуйста как найти
    кемпинг в Лугана у Гарды?

Заранее спасибо, Илья

13. Ozz: -

Мы с женой тоже любим этот городок. К плюсам могу добавить общественный транспорт ввиде парома курсирующего вдоль всего озера, наличие бесплатной муниципальной парковки не далеко от центра Рива дель гарды.

14. Вадим: -

Приветствую. Прочитал ваш отзыв о посещении Ривы. Очень понравилось, поэтому рванули с супругой на озеро в начале октября. Мы, заядлые автопутешественники, но в этот раз, приехав в Риву, главным транспортным средством у нас были велосипеды. Мы жили в апартаментах La Colombera, где проживающим бесплатно предоставляют велосипеды. Мы не профи, но выбор велосииедов был разнообразный, нас все устроило.
    По Вашим стопам посетили городок Арко, поднялись там на крепость и смотровую башню на вершине горы, посмотрели водопад Каскато Вароне, поднялись к часовне Св. Барбары, были так же в Торболе и в крепости в городке Тенно.
    Мы впервые провели отдых на велосипедах и нам очень понравилось. Хотим теперь приобрести пару велосипедов и всегда брать их с собой в поездки по Европе, да и дома, в России, есть где покататься.

15. Котовский: -

Вадим, эх, Рива… С удовольствием бы еще туда съездил.

16. Far02: -

Перечитал ещё раз Поностальгировал. В том году таки снова были в Италии, точнее именно в Риве. Как и обещал себе — целую неделю. Обкатали окрестности, посетили все ближайшие к Гарде озерца. Было восхитительно и сказочно. Покатались и на фуникулёре, запечатлели виды на Гарду с поднебесья. Вот так думаешь — вроде бы всё там уже повидал — но всё равно опять тянет туда вернуться. В ту атмосферу, где все такие же увлеченные как и ты. После этого была неделя в Австрии на озере Ахензее — там тоже всё красиво и шикарно — но Рива ближе и милее сердцу.

17. Far02: -

А фотки туточки https://vk.com/album11812918_202795693 — ежели интересно. Сентябрь, таки, оказался временем более подходящим для посещения тех краёв. А то октябрьские фотки больше веяли осенью.

18. Роман: -

Дуже гарна розповідь! Мандрівка СУПЕР! А ВИ МОЛОДЦІ! Та є одне маленьке уточнення — найнебажаніші і найнекомфортніші сусіди на УСІХ курортах — це росіяни! Деякі готелі так і пишуть «Без русских»

19. Котовский: -

Роман, интересно, для чего вы это написали? Надеюсь, что вы в курсе, что за границей СНГ никто не способен отличить русского и укринца, язык на слух кажется абсолютно одинаковым. А то, что украинского быдла хватает на курортах — это факт. Российского больше, я этим сложно спорить, чисто из-за того, что народа в РФ больше и денег у них тоже больше.

Кстати, что касается отелей, которые пишут «Без русских», то это фейк в основном, было одно время такая фишка, напечатать на листе А4 «Русским вход запрещен» или «Украинцам здесь не рады», повесть бумагу на любой рандомный отель или кафе, сфоткать и вбросить в Фейсбук. Хозяин ни сном ни духом и том, что в его заведение нельзя входить каким-то национальностям. Самостоятельно такое повесить на своё кафе способен только особо упоротый гражданин, потому что в Европе за такие шутки лишиться лицензии раз плюнуть. Европейцы, конечно, могут иметь свое мнение, но рисковать бизнесом из-за разборок русских с украинцами никто не будет.

Хотя зачем я это пишу…

Мне интересно ваше мнение!

Поставить себе аватар вы можете здесь.
Все комментарии премодерируются, ознакомьтесь с правилами комментирования.