crc_banner_june

Часть восьмая. Доргали, Кала Гононе и Нуоро

Дорога на Доргали оказалась неожиданно трудной. Несколько дней отдыха сильно нас расслабили, и сейчас было довольно напряжно крутить педали в гору. Рельеф усиливался, обещанные немцем Supramonte находились уже совсем недалеко, а я до сих пор не определился с дальнейшим маршрутом.

Попасть на юг острова можно или через эту гряду гор, или двигаясь по центральной части острова, где рельеф менее выражен.

Так как мы выехали поздно, то нам нужно было поскорее определиться с ночевкой. Единственный кемпинг в этих скалистых местах находился в нескольких километрах после Доргали.

доргали сардиния горы

Мы решили оставить осмотр симпатичного маленького городка на завтра, и поехали дальше, следуя указаниям навигатора. Дорога уходила вверх, пока мы не добрались до тоннеля. Горный гребень отделял дорогу от моря, и через отверстие врывался холодный ветер.

Поежившись, мы переехали на другую сторону, где открывался фантастический вид: с высоты семиста метров внизу виднелась маленькая деревенька Cala Gonone, а перед ней простиралось до горизонта синее море. К деревне вел крутой серпантин, изгибы которого терялись в листве деревьев.

Потом я проверил по карте, спуск по этой дороге составил чуть более 650 метров на протяженность в семь километров, кто в теме, тот поймет, насколько это крутой уклон. Ехали вниз мы минут пятнадцать, и уже на первой трети я с ужасом осознал, что завтра нас ждет кошмар, так как выехать отсюда можно только этим же серпантином.

Замерзли на спуске изрядно: в этом месте дул сильный холодный ветер. Спустились, оглянулись и обомлели: где-то там высоко-высоко виднелся еле заметный въезд в тоннель. Вот же, хотели избежать гор, а попали на штурм перевала. Зато виды открывались необычайные!

кала гононе сардиния моря пляж

Кемпинг в Кала Гононе нашелся сразу, сразив наповал ценой. Это был второй по дороговизне кемпинг за все время моих странствий по Европе: тридцать евро за двоих. Да в некоторых местах можно за такие деньги снять номер в отеле! Но делать нам было совершенно нечего, кроме как согласиться на их условия. Поставив лагерь, мы поужинали и пошли гулять в «город».

Место очень красивое, вдобавок окруженное пляжами с белым песком и прозрачнейшей водой. По изрезанному скальному берегу огромное количество маленьких бухточек с пляжем, недоступных с берега и незаметных с моря. Рай для романтических парочек: нужно только взять напрокат катер и уединиться на день-другой. А уж сколько тут гротов, даже нет смысла говорить — на каждом углу объявлении об экскурсиях.

как добраться до кала гононе сардиния пляж море

Мы, конечно, были мимо всего этого. Можно об этом пожалеть, но ведь у нас было самое главное — Дорога. Да, пока доходы не позволяют совмещать сам путь и дорогостоящие мероприятия, но я абсолютно уверен, что рано или поздно этот вопрос разрешится. Но даже если не разрешится, ничего страшного. Дорога останется, она всегда ждет, ей все равно, бедный ты или богатый.

Ночь была холодной и ветреной. Я снова сотворил из палатки фигвам при помощи вело чехлов и жгутов. Вполне комфортно переночевали. Утром я сфотографировал наш багаж: сейчас нам предстоит навьючить его на велосипеды и подняться на почти семисотметровую высоту. От одной мысли об этом становилось нехорошо. Но делать-то нечего, не оставаться же нам жить в Кала Гононе.

кемпинг в кала гононе, наше походное снаряжение

Потихоньку выехали, и сначала вроде как бы ехалось. Уклон, по всей видимости был еще достаточно умеренным, но после трех-четырех поворотов серпантина начался ад. Нас обогнали несколько модных велосипедистов на легких шоссейниках, но судя по их выражениям лиц, даже они прикладывали немалое усилие. Что же говорить о нас, «проовощивших» всю зиму, на туристических байках с тяжеленным багажом?

Я попытался найти положительный момент в сложившейся ситуации и заметил Мурзику, что нам очень повезло, так как солнце спрятано за плотной завесой облаков. Солнце, услышав мои слова, показалось через пятнадцать минут. Стало вообще тяжко!

Я не помню, сколько мы поднимались. Минимум часа полтора, чтобы проехать каких-то семь километров. Сначала Мурзик следовала за мной, потом отставала, и я терял ее из видимости за поворотом. Останавливался, ждал, давал ей передохнуть и мы снова ехали. Когда до цели оставалось километра два и тоннель был так обманчиво близко, Мурзик исчерпала запас своих сил. Но ничего, применим тактику, обкатанную в Costa Paradiso. Я по очереди тащил свой и ее велосипеды до самой вершины.

Осилив такое испытание, мы присели на скамейке, установленной на обзорной площадке и поставили на газ чайник. Надо выпить чаю, съесть печенек, восстановить потерянные калории. Пока мы трапезничали, посмотреть на виды подъехала парочка мототуристов. Да, в этот момент я почти завидовал этим путешественникам. Будучи как и мы — свободными двухколесными людьми, они тем не менее смогут осмотреть массу достопримечательностей, прокатиться по горным серпантинам и многое другое, что нам недоступно.

Моя слабость длилась не более минуты. Все-таки, мы, велотуристы, получаем самые чистые впечатления от Дороги, чувствуем все нюансы, впитываем все флюиды, растворенные в воздухе. Известный питерский мотоциклист Федя говорил, что называет мотопробеги «путешествием с полным погружением в реальность», но я уверен, что если бы он попробовал велосипед, то его мнение бы изменилось. Вот и довольное выражение лица Мурзика доказывает мои слова. Только что преодолела шестьсот метров подъема, а хоть бы что!

подъем из кала гононе, сардиния, пляжи и море, гроты и яхты

Мотоцикл еще оставляет много места для гордости и самоуверенности, тогда как в вело путешествии эта дурь выветривается уже через пару-тройку дней пути. О какой гордости можно говорить, если на дороге ты — букашка. Для всех участников движения ты — меньше чем ничто. Ниже по рангу стоят, быть может только автостопщики. Только признав то, что ты ничего не контролируешь и от тебя ничего не зависит, можно начать получать удовольствие от процесса. Если тебя застанет шторм в горах, то в отличии от мотоциклиста, который сможет найти гостиницу в 50 километрах, тебе придется спать в канаве.

Путешественник из Латвии Алекс Васильев рассказывал, что в Патагонии они с женой столкнулись с таким встречным ветром, что ехать было невозможно. Тогда они просто ложились в дренажную канаву, и ждали до вечера, пока ветер немного поутихнет. Вот это — настоящее погружение в реальность. Только ты и Дорога, самая короткая связь, никакого мотора между вами. Если она не захочет пропустить тебя, то ты никуда не уедешь. Далее в нашем путешествии случались такие моменты, когда я, рациональный человек, натурально просил Дорогу пропустить нас через перевал или какой-то другой трудный участок. Пропускала. Однако обо всем по порядку.

Сейчас мы попивали чай, только что въехав в семисотметровый подъем из Cala Gonone. На фото за Мурзиком, далеко внизу и есть эта живописная деревенька. Собравшись, мы двинулись в городок Доргали, который не успели посмотреть вчера. На данный момент, после штурма перевала, я уже точно решил, что Supramonte нам не по зубам. Надо попробовать прокатиться на сардинском общественном транспорте, переехав на автобусе горную гряду и оказаться в месте под названием Тортоли. Оттуда до южного побережья рукой подать — километров сто пятьдесят, не без рельефа, конечно, но точно без перевалов. Вдобавок — посмотрим из окна автобуса на чудесные виды с километровой высоты.

доргали сардиния, как добраться, море, пляжи

Рассуждая так, мы подъехали к туристическому инфо-пункту, там нам выдали расписание автобусов на Тортоли. Единственный рейс, проходящий через Доргали, отходил в два часа дня, поэтому оставшуюся пару часов мы решили посвятить закупке провизии в супермаркете. Пока грузили приобретенные продукты в сумки, к нам подошел итальянский старичок и поинтересовался откуда мы и куда. Когда он узнал, что мы только что поднялись из Cala Gonone, то оживился и рассказал, что сам в юности баловался велоспортом и проходил этот перевал за пятьдесят минут. Также он похвалил Мурзика, показав на развитые мышцы ног и сказав что-то вроде «molto potente».

За тридцать минут до отправления мы начали спорить с Мурзиком, к какой остановке подойдет автобус. Вокзала в столь маленьком городе не было, зато остановок не менее пяти штук. Чтобы разрешить спор, я предложил снова проехать в инфо-пункт и выяснить у умного человека. Но инфо-пункт, разумеется оказался уже закрыт на сиесту. Время начинало поджимать.

На улицах все как вымерло: ни одного человека, чтобы спросить. С большим трудом мне удалось отыскать нескольких прохожих, ни один из которых не разговаривал по-английски. Зато я получил несколько взаимоисключающих ответов, совершенно не прояснивших, на какую же остановку нам ехать. Когда осталось всего десять минут, я просто наугад выбрал один из вариантов. Увы, интуиция промолчала. Автобус прошел где-то в другом месте.

Мы были несколько обескуражены. Положение наше было весьма затруднительным. Автобус мы проспали, рядом с Доргали нет никаких кемпингов кроме Cala Gonone, но Мурзик ехать туда категорически отказалась, несмотря на «potente». Гостиницы в Доргали стоили просто бешеных денег, а найти место для ночевки под сосной довольно трудно в этом скалистом крае, где каждый луг огорожен колючей проволокой и отдан на пастбища для овечек. Вдобавок явно собирался дождь. Вот же влипли.

Стоя под навесом, где мы спрятались от дождя, я крутил карту в gps, пытаясь сообразить, что же делать. Карта, к сожалению, не имела раскладки по рельефу, поэтому мне было сложно оценить, насколько трудным будет путь, который я придумал. А план мой был следующим: уйти вглубь острова, где как мне помнилось, высоких гор не было. Нужно дойти до большого города Nuoro, а там уже решить, каким образом продвигаться на юг. Как я и говорил, в походе нас постоянно преследовала непредсказуемость. Сложно было загадывать даже на завтрашний день, где мы окажемся, не говоря уж о большем сроке. Это беда и прелесть нашего Южного пути.

доргали нуоро дорога река мост

Путь в Нуоро поначалу не был сложным: мы проехали очень живописный мост через реку и двигались между двух скал. Но через некоторое время дорога неуклонно пошла на подъем. Места, впрочем, были чудесными — ни одной машины, вокруг нас горы и поля с пасущимися овечками. Изумительный звук издают колокольчики, повешенные на овечек: когда они бегают всем стадом, то чудный перезвон слышен издалека. Разве мы услышали бы его, двигаясь на мотоцикле или автомобиле?

Разве смогли бы ощутить запах от тысяч трав, цветов и деревьев, которым так насыщен деревенский горный воздух? Нет, пожалуй, в такие моменты понимаешь, что велосипед — это идеальный инструмент для познания окружающего мира.

дорога доргали нуоро

Однако, чем ближе к Нуоро, тем подъемы стали более затяжными, а последний, в пяти километрах от города стал вообще бесконечным. Нет, тут конечно не было такого адского угла, как на серпантине из Cala Gonone, но столько подъемов за один день — однозначный перебор. Однако — осилили, въехали в город и стали искать гостиницу. Кемпингов в этих краях нет, поэтому сегодня придется опять раскошелиться. С другой стороны, мы вполне заслужили сон на простынях.

Пара гостиниц, которые я опросил, не устроили нас ни ценой, ни отношением к велосипедистам. Пришлось обратиться к встроенной в навигатор базе данных, которая посоветовала отель ближе к окраине города. Уже темнело, поэтому пришлось поспешить. В гостинице, располагавшейся в красивом частном доме, нас встретил добродушный старичок. Несмотря на абсолютное непонимание на вербальном уровне, мы нашли общий язык. Постой нам стоил 60 евро, что для Сардинии весьма недорого.

Номер оказался просто огромным, не менее 30 квадратных метров, я таких в Италии никогда не видел. Старичок предложил нам разместить велики прямо в комнате, что было очень кстати. Накопившаяся усталость куда-то растворилась, мы сходили в ресторан по соседству, заказали пиццу с собой, и устроили пир в номере.

гостинца в нуоро отель

Ночью я спал, можно сказать, с остервенением. Даже специально просыпался несколько раз, чтобы убедиться, что накрыт одеялом, а под головой подушка. Почему человек начинает ценить что-то, только когда это потеряет?

Что происходило дальше в нашем исследовании Сардинии, вы узнаете из следующих выпусков отчета. Так как они публикуются нерегулярно, то советую подписаться на получение новых статей по е-мейл. Вы не обнаружите никакого спама или коммерческой рассылки в своем почтовом ящике, только время от времени обновления сайта

Читать также:

podpis-12

Ваши комментарии к статье:

Сайт Котовского

13 Комментариев

1. F: -

А вся Италия такая дорогая? Везде так трудно найти укромное место заночевать в палатке? У меня в этом плане особый интерес к Сицилии?

2. Котовский: -

Италия дорогая страна, но для велотуриста это не так заметно. Если не двигаться в пределах береговой линии и больших городов, то укромное место для палатки найти легко (впрочем и вдоль берега можно найти).

Кемпинги стоят в пределах 20-30 евро на двух человек, в зависимости от сезона.

Острова традиционно дороже материка, но не так, чтобы это пугало.

3. Antonina: -

Смешное сравнение с автостопщиками. Я путешествовала и на велосипеде, и автостопом. Ты, вероятно, тоже, правильно? По себе могу сказать, что велосипед приятнее во много раз. И свободы гораздо больше, что очень приятно.

На мотоцикле вы бы услышали его рев, да:))

4. Котовский: -

Тоня, я не путешествовал автостопом, мне категорически не нравится сама его идеология. У меня замкнутый характер и я не люблю чего-то просить у других. Поэтому мне подходит велосипед, тут только ты сам и дорога.

Про мотоцикл ничего не скажу, я никогда не ездил даже на мопеде.

Но думаю, что мне понравилось бы. По поводу рева мне мотоциклисты говорили, что на скорости его и не слышно почти.

5. Antonina: -

Наверное, бывают разные мотоциклы. Многие из них так ревут, что слышно чуть ли не за километр. Мы путешествовали на мопеде в Индонезии, это было любопытно, но все-таки велосипед мне нравится больше.

Автостоп мне, если честно, тоже не очень нравится. Иногда я ловила ощущение счастья, когда едешь в открытом кузове, ветер в волосах и не знаешь, что будет вечером. Но от велосипеда я в постоянном восторге, а с автостопом бывают и менее приятные моменты. А есть ведь люди, которые чуть ли не целью ставят именно «проехать» какой-то маршрут автостопом.

6. Котовский: -

Да, люди ставят себе разные цели, это факт. Кому что нравится.

Велосипед — это действительно непрерывное счастье от свободы. С одной стороны, тебе не нужен бензин, не нужна хорошая дорога, а с другой — ты можешь проехать приличное расстояние за день. Двигайся куда хочешь и как хочешь. Самое приятное, когда у тебя нет ограничений по времени.

7. Igor: -

К сожалению для велосипеда в отличие от других видов транспорта очень многое зависит от погодных условий.
    А в остальном полностью согласен. Когда мы с женой несколько лет назад случайно сели на велосипеды вместо обычной вечерней прогулки или катания на роликах, то были очень удивлены внутренними ощущениями. Было такое ощущение, что сзади выросли крылья. И это уточню было от поездки на Каме и Украине, стоит ли говорить, что в тот же сезон у нас уже были наши первые МТБ велики (тогда правда начального уровня). Сейчас берём на ПВД с собой детей (6 и 3 года). Старший на ранебауте, младший в кресле. Так им это до такой степени нравится, что просят даже в будни, если возвращаемся с работы (из сада, с занятий или тренировок) достаточно рано и стоит хорошая погода. А когда беру старшего на покатушки с другими велолюбителями, так у него разговоров об этом потом на неделю))

На фото видно, что Мурзик уже изрядно загорела)))

8. Котовский: -

То, что детей приобщаете — огромный респект!

Мурзик вообще смуглая, в отличии от меня. К ней загар быстро пристает.

9. Savaoff: -

О да, чудесные места. К слову, между Доргали и Кала Гононе есть дорога не менее интереснее, чем описанный вами маршрут через дыру в горе, и я даже видел на этой дороге велосипедистов. Дорога еще более крутая, виды не менее прекрасные. На гуглмапсе она видна — второстепенная дорога, ведущая из Cala gonone в Dorgali Parco Museo и далее к Grotta di Ispinigoli. Этот самый грот итальянцы считают обладателем второго в мире по высоте сталагмита — около 38 метров. Впрочем википедия самы высоким в европе называет какой-то словакций сталагмит 35.6м. Посещение грота само по себе интересное мероприятие.

10. Valera: -

Блин,Вить,очень хорошо пишешь.Рассуждения на тему ДОРОГА (дорога укажет путь,дорога пропустит,дорога примет любого,-бедного или богатого и т.д.)в отчёте завораживает и наполняет его чем-то сказочно-романтично-мистическим.По крайней мере меня пробивает.

11. Котовский: -

Спасибо, надеюсь, мои мысли подталкивают людей к велосипедным путешествиям.

12. Олеся: -

Здравствуйте! Посоветуйте пожалуйста приличные кемпинги на Сардинии) нас трое, и двое детей, хотим при лететь в Кальяри и взять автомобиль напрокат

13. Котовский: -

Олеся, да они все приличные. Тем более, что у вас машина — можно хоть несколько проехать и посмотреть на предмет нравится-не нравится. Местоположение кемпингов смотрите здесь: ru.camping.info

Мне интересно ваше мнение!

Поставить себе аватар вы можете здесь.
Все комментарии премодерируются, ознакомьтесь с правилами комментирования.