crc_banner_june

Как правильно переключать скорости на велосипеде

Правильное переключение передач при езде на велосипеде — это основа. От этого зависит много важных вещей: а) насколько эффективна отдача от мышц велосипедиста, б) сохранность коленных суставов и в) износ цепи и звезд системы и кассеты.

Самое первое, что нужно знать — подбирайте передачу так, чтобы было легко крутить. Частота оборотов педалей (каденс) при этом составляет 80-90 об/мин. Для начинающих это кажется слишком быстро, они при таком темпе забалтываются.

Тем не менее, этот каденс выверен многолетним опытом спортсменов и велотуристов. Именно на нём самая высокая эффективность от педалирования, и что еще главнее — коленные суставы не перегружаются. Более подробно читайте в статье о проблеме боли в коленях.

Для сохранности трансмиссии нужно стараться не допускать перекоса цепи. Например, типичная ошибка начинающих: ставят цепь на самую большую переднюю звезду и меняют скорости задним переключателем.

Когда нужно ехать в гору, они загоняют цепь на самую большую звезду кассеты, из-за чего получается полный перекос. Цепь работает на износ, её гибкие звенья протачиваются быстрее, чем когда трансмиссия не испытывает дополнительной нагрузки.

velocep-1

Поэтому — вот правильный алгоритм переключения скоростей на велосипеде. Ставьте среднюю звезду спереди и трогайтесь. Подбирайте передачу задним переключателем, как я уже говорил — чтобы не было сильной нагрузки на ноги.

Пошла дорога под гору, и скоростей сзади уже не хватает, чтобы прибавить — перекидывайте тогда на большую звезду спереди. Но не забудьте переключиться опять на среднюю, как только темп станет обычным.

То же самое и с низкими передачами. Поехали в гору, и вам не хватает диапазона кассеты при включенной средней передней звезде — переходите на малую, и возвращайте обратно, когда дорога снова стала ровной.

Запомните, что рабочая передняя звезда — это средняя. Только с неё не будет значительного перекоса цепи, не важно, загоните вы её на низкие передачи или на высокие. Если соблюдать эти нехитрые правила и вовремя смазывать цепь, то трансмиссии хватит на весьма долгий срок.

velocep-2

Если цепь уже износилась настолько, что скачет по задним звездам, то выбрасывайте её вместе с кассетой и покупайте новые. Если сменить только цепь, то она не встанет на старую, изношенную кассету, и нормально такая трансмиссия работать не будет.

Хороший выбор расходников для велосипеда в этом онлайн веломагазине, там вычитается 20% НДС при отправке в страны СНГ, а если общая сумма заказа превышает 149$, то доставка бесплатная.

Дорогие читатели, чем на ваш взгляд является современная тенденция к увеличению передач на велосипеде? Ведь еще не так давно было стандартом 27 скоростей, а сегодня уже 30. Это реально нужно или это просто маркетинг?

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов!  Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

 

podpis-12

Ваши комментарии к статье:

Сайт Котовского

82 Комментариев

  1. sydrec: -

    Я добавлю вопрос. В новом 2014 модельном ряду Epic Specialized будет одна передняя звезда. Как это понимать ?)

  2. Котовский: -

    Я не знаю. Но наверно, воплотился фетишистский тренд, по которому хватает одной сбалансированной передачи спереди. Кассета с очень тракторным передаточным числом на самой большой звезде. Этого хватает, чтобы в подъемы переть. Плюсы — вес (минус перений переклюк и две звезды, плюс успокоитель). Ну, и гораздо удобнее, что не надо щелкать передним переклюком, когда не хватает. На гонках это критично — может под нагрузкой звезду закусить.

    Так что на мой взгляд — в правильном направлении идет Спешелайзд.

  3. Walther: -

    Полезная статья. Многие новички не используют правильно потенциал современных многоскоростных велосипедов.

    У меня такой алгоритм: со средней звездой впереди использую все задние звезды, кроме крайних, с большой и маленькой передними — половину задних с соответствующей стороны.

    По поводу увеличения количества скоростей, я только за: сближаются передаточные отношения, легче держать ровный ритм при педалировании. Сейчас у меня 3х8 скоростей. Когда убью трансмиссию, надо будет поставить 3х9 или 3х10.

  4. Котовский: -

    А что думаешь по поводу тенденции ставить одну переднюю звезду с оптимальным передаточным числом, а сзади кассету с диапазоном 11-38 (или даже 40). Это пока только в спорте применяется, но уверен, скоро будет и в среднем классе.

  5. Walther: -

    Был у меня когда-то велосипед Стелс о семи скоростях (Shimano Tourney) с одной передней звездой и кассетой 14-28 сзади…

    Извини, Виктор, вопрос не ко мне. Я простой каталец, в технических тонкостях не разбираюсь…

    Не, не буду ничего писать…

  6. Котовский: -

    Я понял, что ты имеешь в виду, но тут-то другое дело — считай весь диапазон 27 скоростей сохраняется.

    Ладно, это неважно.

  7. Айдар: -

    А я на своем веле снял передний переклюк и звезды, заменив их одной на 38 зубов, и поставил успокоитель (который сделал сам) и рокринг. И просто до глубины души доволен. Снизилась масса, общая структура велосипеда упростилась. Байк еще стал чуть ближе к состоянию «идеальный».

  8. Котовский: -

    Айдар, в горки хватает передаточного чилса? На кассете большая звезда на сколько?

  9. Айдар: -

    Виктор, привет.
    Еще как хватает. Даже можно еще звезду на 40 поставить. Но я еще не определился. На кассете большая звезда на 34.

  10. Сергей Бескишков: -

    Вроде, всё упирается в износ. В таком случае, эффективность принципа переключения надо оценивать растяжкой цепи? Нужен опыт и эксперименты. Я не знаю, насколько эффективно у меня получается, но мой принцип такой: делю на 3 примерно равные части задние звёзды, и соответствующей части кассеты принадлежит передняя звезда с учётом, что перекос минимальный. Следую этому умозаключению. Статья интересная, оттачивать свои привычки полезно.

  11. Котовский: -

    Сергей, ваша тактика правильная, но на мой взгляд, требует думать, какую передачу когда воткнуть.

  12. Abysmal: -

    Не, одна звезда впереди, это все же для гонцов. Кстати, там не 38 звезда. И даже не 36, а 34 зуба.
    Зато кассетой на 11 скоростей (42-10Т) они получают как раз тракторный диапазон.
    Таких передаточных чисел вполне хватает, чтобы в гонке лезть на хорошие подъемы. Да еще они такую трансмиссию ставят на найнер.
    На 26 колесах при такой трансмиссии на прямых будет не хватать скорости.
    Походникам гнать не обязательно, вот и становится комфортной звезда в 38 зубов в сочетании с 36 большой сзади. Хотя вот бывают подъемчики-тягуны, где приходится крутить 1-3 или даже 1-2, т.е. передаточного соотношения 1 и чуть больше (например, для 38-36 звезд спереди и сзади) многовато.

  13. Hops: -

    95% всего времени езжу на средней передней звезде и перебираю задними. Иногда если в гору становится тяжко, скидываю на самую малую переднюю. А большой передней вообще не пользуюсь, пока не знаю в какой ситуации она может быть пригодна, я в таких еще не бывал.

  14. Abysmal: -

    Ну сидя за автобусом на скорости выше 40км/ч большая звезда даже очень помогает
    Да и на спусках, а затем на выкате с них тоже очень помогает не забалтываться и не терять скорость еще довольно долго

  15. aleks: -

    прогонять весь диаппазон звезд касеты на второй передней звезде мне кажется не совсем рациональным как с точки зрения износа цепи, так и с точки комфорта педалирования.

    я использую :
    передняя №1 — задняя 1-4
    передняя №2 — задняя 3-7
    передняя №3 — задняя 6-8

    когда на 2-3 ехать тяжело — переключаюсь на 1-4.
    когда на 2-7 ехать просто — переключаюсь на 3-6.

    переключения обоими перекидками выполняются просто и быстро нажатием на одинаковые кнопки на обоих «монетках».

    за счет таких переходов удалось добиться наиболее плавного повышения нагрузки на ноги.

  16. Котовский: -

    Алекс, я с тобой согласен, и сам придерживаюсь такой схемы. Но заметка для новичков. Я им раньше пытался объяснить, как ты написал, но для них это сложно, и они продолжают ездить, как и раньше — большая спереди и сзади как придется.

    Зато схему — ездить на второй и подключать малую или большую по мере надобности они значительно проще понимают, а потом уже адаптируют у себя в голове так, как надо. Тут нужен ступенчатый подход.

  17. Андрей Ushka: -

    С 2009 года катаю на 2х звездах спереди, тогда под подвес взял SLX 22-36. Потом хотел 26-39 спереди, до перехода на 29″ колеса.
    Сейчас использую как раз 22-36 и кассету 11-36, 10 скоростей. В принципе, звезда 22 спереди для гор и жестоких КК гонок, хиленький я раскручивать 36:36 в стенку 20-25%. Зато в 90% катального времени мне хватает 36 спереди и кассеты сзади.
    22 может и снял бы с переклюком, но внутренняя проводка грозит большими сложностями при необходимости поставить все обратно. А необходимости периодически возникают.

    К 11ск СРАМу отношусь негативно. Дорого, пафосно, ни с чем не совместимо, особенно из-за хитрого барабана втулки.

  18. Veselopedist54: -

    Обычно, на самые бюджетные велы ставят шоссейную систему, какой смысл? Человек первый раз сел на велосипед и естественно не пользуется самой большой звездой, куда ему до спортсмена? Когда я купил себе и жене первые велосипеды, там стояли системы 28-38-48, самой большой пользовался ради прикола и с горок. Поставил 22-32-42 и пользуемся всем диапазоном передач. Начинал я с 3х7, потом сделал 3х8, теперь езжу на 3х9. Пока все устраивает, на 3х10 переходить не собираюсь, пока…

  19. Котовский: -

    Не совсем так. Это на гибриды ставят такие большие звезды, что-то на бюджетных горниках я такого не видел.

  20. Veselopedist54: -

    Ну, когда в 2006-м я купил два Стелса 750-х на них такие стояли. Потом позже не раз видел такую ситуацию и с другими марками, но именно на бюджетных версиях.

  21. Walther: -

    Котовский —
    26.07.2013 в 15:36
    Не совсем так. Это на гибриды ставят такие большие звезды, что-то на бюджетных горниках я такого не видел.

    Вроде у знаменитого Остапа на его знаменитом Оловянче стояла система 48-38-28. Кто-то интересовался использует ли он 48-11. Ответил, что иногда использует.

  22. Hops: -

    А что за Остап с Аваланчем?

  23. Котовский: -

    Просто человек, который прокатился на велике из Москвы во Владивосток, через Среднюю Азию. Я брал у него интервью.

    http://kotovski.net/evgeniy-ostapenko/

  24. Hops: -

    спасибо, прочитал.

  25. Deilcooper: -

    Виктор, правильно ли я понимаю, что у системы 2×10 будет более высокий износ чем 3×9 из-за больших перекосов цепи?

  26. Котовский: -

    Delicooper, скажу честно — не имею опыта использования двойника на горном велосипеде. На шоссейнике двойник даже менее подвержен износу, потому что звезды расположены более оптимально.

  27. Ace-B: -

    Кстати, относительно дорогие найнеры Specialized (начиная с ~ 1500$) именно с двумя передними звездями…

  28. Котовский: -

    Ace-B, скоро в дорогом сегменте вообще останется одна передняя звезда на горных велосипедах.

  29. Интерн@вт: -

    Блин, Виктор, ну ты меня и обломал — думал, включу самую большую спереди и самую малую сзади, полечу на все 35 при хорошей погоде по трассе… А тут оказывается, перекос будет хреновый, и после нескольких сот километров мне цепь и обе «мультизвезды» менять придётся…
    Это вам не на рынке цепь с усилием в 1100 кг для «дорожника» за «стольник» купить — я смотрел в инете, картина иная. Ну ладно, цепь найду для скоростных великов подешевле — а вот с кассетами может быть финиш, вдруг они не унифицированы (совместимы) между многими моделями великов. Да даже не столько цена — поиски станут аховыми, из-за чего я кататься не смогу.
    Обломали по полной.
    Знаит, придётся всё протирать и заново заливать отработкой — каждый день. Чтоб не стиралась.

  30. Ace-B: -

    Интернафт, Вы рано паникуете — большая звезда спереди и малая сзади — это чуть не прямая линия. Никакого перекоса нет.
    А вот колени можно и запороть…

  31. Игорь: -

    Сколько людей столько мнений. Мое мнение, если ВЫ не участвуете в велогонках, то и 24 скорости вполне достаточно. Но возможно я ошибаюсь.

  32. Алексей: -

    Опыт ашан байков вам подойдёт?
    Часто не мог найти нужной скорости. одна звезда-тяжело крутить. Другая-слишком быстро приходится крутить.
    Моё нубское мнение: задняя кассета должна иметь максимально сближенные передаточные числа. Даже за счёт того, что нельзя будет поставить очень большое и очень малое передаточное число. Оно всё равно обычно не нужно. С другой стороны думаю, что 21 скорость, если они находятся в нужном диапазоне удвлетворят всех, если они не профессиональные спортсмены.

  33. Vladimir: -

    У классической внешней трансмиссии с кассетами и переключателями есть недостатки, которые при больших годовых пробегах (15-20 тысяч км или больше) по различным типам дорог можно назвать критичными.

    1. Такая трансмиссия является отличным грязесборником. Если ездить нечасто, это вроде бы не напрягает, но когда ездишь помногу по вечно пыльным/грязным российским дорогам, это превращается в кошмар. Необходимость регулярной чистки и смены цепей по кругу превращается в тонны песка и черного пластилина со звёзд и заднего переключателя, которые приходится выносить в мусоропровод, в головокружительный аромат уайт-спирита, в котором отмокают цепи и в конечном итоге в заметное потраченное время. Если чисткой заниматься редко и нерегулярно, цепи и звезды дохнут более чем в 2 раза быстрее.

    2. Вероятность отказа и нестабильной работы переднего переключателя в грязи и «закусывание» цепи средней звездой (если вовремя не замечать закусывания, можно протереть и сломать правое перо). Трансмиссии с одной ведущей звездой такого недостатка не имеют, но имеют другой — необходимость иметь набор звезд для разных рельефов.

    3. Те самые перекосы цепи, которые также ускоряют кончину трансмиссии, и особенно выражены с одной передней звездой. В тяжелых условиях (грязь, песок, быстрая смена уклона дороги) чаще удобнее работать задним переключателем, т.к. проще сбросить на одну звезду сзади, чем на одну спереди и 2 сзади, например.

    Далее менее существенные, но также не очень приятные недостатки

    4. Торчащий задний переключатель — потенциально уязвимая деталь, которую можно снести, вовремя не заметив некстати лежащее бревно или камень. В большой поход наряду с «петухом» приходится брать и запасной переключатель.

    5. Несимметричный зонт заднего колеса из-за того, что кассета занимает очень много места и, как следствие, большее натяжение спиц со стороны кассеты. На слабых / не очень хорошо собранных задних колёсах спицы рвутся в первую очередь со стороны кассеты. Если барабан задней втулки не снимается руками, как на дорогих втулках типа Hope или DT, плюсуем к походному ремнабору съёмник кассеты и разводной ключ для него.

    Меня в определенный момент недостатки 1-3 просто достали (несмотря на то, что использовал надежную трансмиссию 3×9 из тщательно подобранных компонентов, где цепей и звёзд хватало при уходе за ними на 17 тысяч км), и в итоге я решил перейти на планетарку Rohloff, ни про какие 10 или 11 скоростей уже и думать не хотелось. Если сложить вместе деньги, выброшенные на расходники за несколько последних лет, можно было бы ещё одну такую планетарку купить.

    Считаю, что будущее не за кассетами с умопомрачительным числом звёзд, а за планетарками типа Ролоффа или коробками передач типа Pinion P-1. Всё-таки, закрытый от внешний среды механизм, всегда прямая цепь, симметричный зонт заднего колеса, отсутствие лишних торчащих элементов, и всего одна манетка — это офигенно! Ну и минимализм в виде синглспидов тоже имеет право на жизнь.

  34. Андрей: -

    Меня GT Karakoram 3.0 передачи 3-9, я всегда (кроме подьемов) езжу 3-6,3-7, 3-8, 3-9 только на спусках или когда набрал хорошую (как правило свыше 35 км/ч скорость)……
    не знал что на второй надо постоянно как на основной ездить….про перекос знал, поэтому и переключаюсь по крайним звездам

  35. Вячеслав: -

    У меня гибрид. Передние звёзды 48-38-28, задние 11-13-15-17-20-23-26-30. Передние стараюсь использовать все в равной степени. Задние 11 и 30 не включаю, т.к. провернуть маленькую тяжело, а самую большую — боюсь сломать задний переклюк (два раза ломал).
    Для походов с тяжёлым рюкзаком и долгих марафонов, где особо не гонишь, а распределяешь равномерно силы, передняя 48 используется крайне редко. В покатушках, коротких марафонах значительно чаще, когда хочется разогнаться под горку или по прямой. Например, вместо скорости 38-13, стараюсь ставить 48-17.
    Даже 48-20 иногда ставлю, для уменьшения износа второй ведущей.
    Всего использую 13 различных сочетаний:
    48 — 13-15-17-20
    38 — 13-15-17-20-23-26
    28 — 20-23-26
    Больше мне не нужно
    При катании по 6-7 тыс.км за сезон — кассету меняю каждый год. Передних звёзд хватает на 5 лет. Цепей нужно по две на сезон.

  36. Я!: -

    Виктор, отличная статья и очень полезная, особенно для тех, кто только купил многоскоростной велосипед и еще не разобрался как с ним управляться =)
    После покупки своего вела , так как жила в городе с достаточно равнинным рельефом, ниже тройки на переднем переключателе не опускалась. Стартовала обычно с 3-6, а потом доходила до 7-8(это максимум моего коня), пару раз переключала спереди на 2, но сразу как-то скорость и разгон терялся и потом за ненадобностью отбросила это дело. В итоге полгода откатав в таком режиме, я просто забыла о 2-х передних звездах и, переехав в город где, что ни дорога то в гору, буквально на первом подъеме впала вступор, не могла понять почему не катится… и только посмотрев на ручку переключателя ВСПОМНИЛА (!!!) что у меня зачем-то есть еще две звезды =D Почувствовала себя адской блондинкой!
    Зато теперь даже удовольствие получаю от перебора передач и, самое главное, в горки прекрасно катится!

  37. hiker: -

    Интересно читать профи. Я так всегда не понимал, да и сейчас не понимаю, для чего на вело это огромное число передач. Два года назад искал, есть ли вело с тремя передачами В моем понимании — по ровному участку, с горы и в гору :). В результате, купил попробовать Форвард, с одной Сейчас вернулся на исходную. Вижу, что меньше шести нет

  38. George: -

    А я вот недавно подобрал лучшую передачу для себя 2-7, на легке можно держать скорость 25км\ч, только вот насчет перекоса цепи, не сильно ли это страшно?

  39. Бахтияр: -

    Здравствуйте! У меня 30 скоростей. Я правильно понимаю что нужно переключать ЕСЛИ: Спереди стоит на 1(Б)то переключаем в заде с 1 по 4. Если спереди стоит на 2(с) то тогда переключаем в заде с 4 по 7. И если спереди стоит на 3(м) то тогда в заде переключаем с 7 по 10.

  40. Михаил: -

    Тема очень интересная. У меня система 3х8 на 26 колесах. Но среднюю звезду впереди использую только в большие подъемы и в сильный ветер. Понимаю что перекосы, убивается трансмиссия, но мне как спортсмену (я лыжник) средняя звезда кажется чем-то лишним. К тому же переключение со средней на большую сопряжено с потерей темпа. Может стоит попробовать систему 3х9 или 3х10

  41. Рустем: -

    скажи пожалуйста, а как должен проходить процесс переключения передач? У меня на главной паре на малую звезду чем быстро перескакивает, а на верхнюю (большую) через раз заходит (но если удерживать переключатель скоростей дольше, то цепь садится таки на звезду). Это нормально или это производственный дефект самого велосипеда?

  42. Котовский: -

    Рустем, через раз — не нормально. Надо регулировать переключатель, это не дефект.

  43. Юрий: -

    Ещё вроде есть такой момент: нельзя переключать передачи во время педалирования. Или это вымысел?

  44. Котовский: -

    Юрий, наоборот, переключение происходит именно за счет вращения звезд, что невозможно без педалирования.

  45. Валентин: -

    А я вообще последний раз сидел на велосипеде 18 лет назад — Орленок советский. Катался с детства и с горы и в гору без проблем. До сих пор не понимаю, зачем нужны все эти звездочки и как переключать. Столько статей перечитал об переключении скоростей велосипеда — ничего непонятно. Прочел и эту статью и все камменты — теперь последние проблески желания садиться на современный велик погасли насовсем.

  46. Саша: -

    я хотел узнать как зделать тк=акт что бы фигня каторая перекидивает цепь с 1-3 её поченить бо 7 дней назад купил велосыпед и столкнулся с проблемой что на 2 не передидивает а на 3 и говорень не за что токо на ручке 2 то цепь треця а на 1 -(1-8)спокойно!помогите как поченить механизм?

  47. Ильдар: -

    Очень полезная серия стптей про настройку/переключение передач)Спасибо)) Мое мнение по поводу передней перекидки — Я считаю что в современном велосипеде это лишняя деталь.Я пользуюсь передней самой большой звездой, ну изредка средней.Зачем два переклюка, когда можно поствить сзади один качественный, настроить его хорошо, и не заморачиваться при езде с двумя манетками…

  48. Игорь: -

    Почему вы не уделяете внимания планетарным системам? Там ведь стоит мощная дорожная цепь, а весь узел герметичный и все его обслуживание сводится к замене смазки раз в год. Для городского велосипеда самый оптимальный вариант.
    ЗЫ: что-то не нашел у вас статей про городские (утилитарные) велосипеды и про круизеры.

  49. Екатерина: -

    У меня на велосипеде не хотят переключаться скорости 1 2 3 4 и 5 еле просто он стоит на 7 и всё ниже только на 6 а дальше крутить невозможно просто не крутиться, передач 21 на (передних звёздочках только последняя большая немного не ровная и трещит а так всё нормально )
    ПОМОГИТЕ ЕСЛИ КТО НИБУДЬ ЗНАЕТ КАК !!!!!!!
    ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ЧТО БЫ ПЕРЕКЛЮЧАЛИСЬ СКОРОСТИ !!
    Заранее спасибо большое!!

  50. Диас: -

    Добрый день, Виктор! Мне не хватает скорости, хочу и могу быстрее ехать, но звездочки не позволяют. Есть ли какая процедура подбора звездочек (по кол-ву зубов)как передних так и задних. у меня стоит система 3Х8. спасибо.

  51. Котовский: -

    Чем больше зубьев в передней звезде, тем больше скорость. Поменяйте переднюю звезду (самую большую), и будет счастье.

  52. Максим: -

    До этого был байк с классическим приводом с тремя ведущими звездами. Купил новый там 2×10, ездил только пару дней. Хотелось бы узнать какие соотношения передних и задних звезд оптимальны для таких трансмиссий.

  53. Юрок: -

    Купил себе первый скоростной велосипед CUBE ATANTION 29 и сразу 30 скоростей. Переключаюсь по ощущениям. Если задумываюсь то вообще не могу ехать. На наметках или как их там, есть стрелочки но индикации никакой. Тогда для чего нужны эти стрелки если цифр нет.

  54. Денис Шашко: -

    Ошибочька на маленькую с переди ане на большую:)
    Пошла дорога под гору, и скоростей сзади уже не хватает, чтобы прибавить — перекидывайте тогда на большую звезду спереди. Но не забудьте переключиться опять на среднюю, как только темп станет обычным.

  55. Котовский: -

    Денис, не понял, что ты имеешь в виду, какая ошибочка?

  56. andy k ( Хабаровск- солнце встаёт где-то здесь...): -

    Уважаемые катальцы! Хочу обратить на место в посте товарища Котовского, где он говорит о каденсе( частота вращения) и усилии райдера в кручении. Виктор правильно обозначил отправную точку — соответствие этого каденса приемлимости усилия! Остальное — от лукавого и сплошной маркетинг. Отсюда вывод:
    1) Нефиг смотреть на цифирьки
    2) Следует из первого — ставьте такие комбинации, при которых крутить комфортно
    3) Если не достигается комфорта в крайних положениях — перед/ малая — зад/ большая при езде в крутые горки( не хватает здоровья) и наоборот большая — малая на скоростях здоровья в избытке,а деть некуда, надо думать о замене крайних передних звёзд.
    4) Если нет комфорта при езде на средних передачах — поискать другую кассету, где крайние звёзды могут быть теми же, а у средних — другой шаг.
    То есть кассета может выглядеть так:
    11-12-14-16-19-23-27-32 , а может так:
    11-13-15-18-21-24-28-32
    Обе кассеты у меня есть, но более плавный переход — сами смотрите, где. , хотя крайние цифры одинаковы.
    5) Самое главное — езда на велосипеде ездится ПО ОЩУЩЕНИЯМ! , а не по цифирькам, кои существуют для общей информативности, т.к. на одном и том же участке вчера было так, а сегодня вмордудуй на 2 м/с больше и вчера вечером вы на 5 л пива больше выпили или книжку лишнюю в рюкзак сунули. Тут и весь конец заученным комбинациям — надо, как минимум, 1 зведу сзади накинуть, а то и две, если не с той ноги встали.
    А вообще совет — топайте в автошколу и проходите обучение на » коробке». Те, у кого такие навыки есть — вопросы о передачах не задают.

  57. Лариса: -

    Здравствуйте Виктор! На своём велике поменяла всё и замучилась настраивать передний переклюк, никто не указывает как должны быть выкручены или закручены регулировочные болты на рамке т.е. H L. Как ни настраивала по видео в инете всё равно не получается, сплющила уже два троса. Но ведь для чего-то придумали столько скоростей спереди и сзади? А настройка точной не получается. Если закреплять трос не сильно, то он выскакивает при переключение передних передач. Я ездию в одну сторону по 30км и обратно по автомобильной дороге и хочется настроить переключатель точно чтоб нигде ни тёрлась цепь. Задний я настроила очень быстро а с передним никак ни могу. Пересмотрела много видео и тонкостей никто не говорит а с ними сталкиваешься и появляются вопросы а ответов нет. Помогите пожалуйста мне с этой бедой. До безумия люблю велик.

  58. Котовский: -

    Лариса, просто отдайте велосипед механику, если не получается настроить самостоятельно.

  59. Хамаль: -

    пока был новичком тоже прислушивался к подобного рода советам, а со временем стало просто лень напрягать мозги на каждом переключении и больше всё делаю по ощущениям.
    А ощущения таковы: после того как стало побаливать колено (не из-за вела, а из-за футбола, который куда опаснее для суставов), стал его щадить и обратил внимание на усилие при педалировании и чаще использовать среднюю звезду.
    Поскольку чаще езжу по городу, то соотношение частоты использования средней/большой примерно 60/40%, большая нужна когда набираю скорость и еду не в подъём. Маленькая звезда не нужна вообще. За все 9 лет эксплуатации велосипеда (хардтейл, к слову), использовал раз пять, когда поднимался в особо крутые склоны, покрытые грязью, куда, в общем-то, проще зайти пешком, не борясь, к тому же, с опрокидыванием.
    Основные рабочие передачи: с третьей по седьмую на средней звезде и с четвертой по седьмую на большой.
    Всё! Больше передач лично мне на моём велосипеде не надо.
    Уход за цепью/кассетой/тросиками тоже считаю напрасной тратой времени (с учётом профилактики срывов — стараюсь не допускать слишком сильного давления на педали, педалирую 95% времени сидя) — проще раз в 3-4 сезона менять комплект цепь/кассета и не сильно думать о перекосах, стачиваниях, грязи. Максимум — омываю велосипед в ванной когда он слишком уж сильно запачкается (пару раз в сезон) и опрыскиваю весь механизм молибденовой смазкой. Когда переключение становится менее точным, лишь немного помогаю процессу, поддавливая рычаг переключения в направлении следующей передачи. А так как стараюсь ездить всё-таки на близких к оптимальным передачах, то переключения не так часты и процесс не напрягает, тем более вошёл в привычку.
    Кстати, частенько практикую переключения под усилием, например, при необходимости понижать передачу во время подъёма с минимальной потерей динамики. Если не перегружать цепь усилием, этот номер вполне успешно проходит, даже если он и не слишком полезен для механизма, но, как я уже сказал, замена комплекта раз в четыре года для меня — норма.
    Вероятно, в процессе подобной эксплуатации я нарушаю много правил использования, но соотношение время*усилия*цена_обслуживания/срок_службы при этом минимально, а времена когда мне нравился сам процесс разбирания/собирания велосипеда до винтика давно уже прошли. Да и дом — не гараж.

  60. Хамаль: -

    ps: фразу: «большая нужна когда набираю скорость и еду не в подъём.» читать как «большая нужна когда НАБРАЛ скорость и еду не в подъём.»

  61. юрий: -

    Полностью согласен с andy k — переключать передачи нужно по ощущениям. Еще добавил бы от себя переключать передачи нужно по ощущениям от дороги. Усилие на педалях и каденс в положении 3-4 примерно такие-же как 2-5 (при стандартной горной системе 42-34-24), но скорость разная, поэтому ехать на 3-4 по плохому покрытию с выбоинами значительно меньше комфортно чем на 2-5. При хорошей дороге руки сами просят от 3-4 до 3-7, а по подушатанной грунтовочке от 2-3 до 2-5 вполне приемлемая для «задней полусферы» скорость.

  62. emir1: -

    Всю зиму прокатал на передаче 2-6. Потом подумал, а нафига мне вообще переключатели нужны. Снял их нафиг. Теперь катаю на сингле со звездочками 2-6. Универсальное соотношение. Для города подходит идеально. При этом очень редко сажусь на седушку, поэтому разгон всегда быстрый, в горки и против ветра еду без особых проблем. Могу 2 часа прокатать, стоя на ногах.

  63. emir1: -

    Лариса —
    21.01.2015 в 09:44
    На своём велике поменяла всё и замучилась настраивать передний переклюк
    _________________________________
    Снимайте передний переключатель, и катайтесь только на 2й скорости (самый удобный вариант). Задним переключателем будете подбирать нужную скорость.

  64. mnjl: -

    Только приобщился к велодвижению, купил giant talon4, перекидка 3х8, переключаю по правилам, но третья звезда втыкается очень плохо, не всегда с первого раза…. Может кто детальней подскажет..
    спасибо.

    ps/ первое ТО в сервисе уже проходил, все подтянули, у механиков все ОК ))

  65. Tetyanka: -

    Хочу выразить огромную благодарность Виктору за доступность всех статей!!! Я совсем новичок в велодвижении: Прошлым летом первый раз села на велик (заимствовала у сестры), и только 3 недели назад купила собственный. И вот теперь знакомлюсь в нюансами, как правильно ухаживать за двухколёсным другом.
    Все статьи очень информативны, понятны даже для чайников За что Вам огромное мерси! А вот когда начинаешь читать комменты, с профессиональным жаргоном, кучей непонятных цифр… Брррр…
    Надеюсь, скоро и я буду понимать этот язык :))))))

  66. beliyYAR: -

    У меня вообще планетарная втулка Nexus Inter 8, хватает «за глаза». Ездил и на 21-27-скоростных велах до этого и понял, что мне хватает 3-5 комбинаций (скоростей), поэтому обратил внимание на планетарку — имхо она менее прихотлива и меньше боится грязи/пыли.

  67. Котовский: -

    Tetyanka, спасибо!

  68. Евгений: -

    Моя схема переключения проще некуда (звёзды 3-7).
    Старт на 2-4, дальше по ситуации.
    Если предстоит ровный разгон или даже с горки — то 2-5, 2-6 до более-менее скорости, потом уже 3-5 3-6 3-7 по ощущениям, назад с 3-4 спрыгиваю на 2-5.
    Если дорога ровная но разгон не планирую, то варьирую на 2-5 2-7 (вполне достаточно).
    Если слегка подьём то с 2-4 на 2-3 2-2… если вижу что впереди круто — с 2-3 уже спрыгиваю на 1-4 или иногда ненадолго на 1-5 и понижаю заднюю уже сколько надо вплоть до 1-1. Назад возвращаюсь с 1-5 на 2-4.
    Перед остановкой всегда сбрасываю на 2-4 или на 1-3 на горке.
    Итого если кратко, то 2-я передняя действительно наиболее «рабочая». 1-я передняя у меня только для ощутимых подъёмов, 3-я передняя только когда ровно и можно ехать быстро долгое время. На сотню метров ровного я 3-ю переднюю не включу, лучше перестану педалировать, протрещу и дам ногам отдохнуть (я же не за секундами гоняюсь).

  69. Кирилл: -

    Можно переключать одновременно обе манетки или это нужно делать только последовательно? Если последовательно, то важно ли какую я переключаю первой?

  70. Илья: -

    на своём МТБ оставил всего 6 скоростей 1 спереди 6 сзади. для мтб по мне так этого хватит всегда. естественно, если диапазон приличный. А для шоссейника думаю надо иметь десяточку эффективных скоростей, чтобы на любой скорости катить в идеальном каденсе.

  71. Дмитрий: -

    Добрый день, подскажите, а как правильно переключать на велосипеде с 30 скоростями? Спасибо

  72. Владимир: -

    Кстати, по поводу одновременного переключения — у меня манетки Deore и я при смене передней звезды всегда переключаю одновременно и заднюю. То есть, одновременно оба больших рычага, или оба маленьких — так получается меньше разрыв передаточного числа. И дальше корректирую передачу выбором задней звезды. Ну и еще — я не припомню, чтобы у меня средняя звезда спереди использовалась с крайними сзади. Пользуюсь регулярно всеми передними.

  73. VLADIMIR: -

    chto mozhete rasskazaty o planetarnoy vtulke?

  74. Михаил: -

    А в статье на картинке точно многоскоросная цепь изображена?

  75. Котовский: -

    Картинка чисто иллюстративная, чтобы показать, как устроено в разрезе.

  76. Сергей Михась: -

    два сезона подряд ездил в основном на передней средней звезде 3х8
    в этом году взял вел с 2х10 и вполне хватает одной большой звезды, но сзади пользуюсь в диапазоне 1-6, если в гору катить, то ставлю на малую, а диапазон уже 5-10 и делаю все по ощущениям ) а поначалу прикол был, покупаю вел, диалог с продавцом: а почему такой дорогой велос, а на цифирьках и стрелочках сэкономили, чель??! ответ: а они, говорит, вам не к чему, профессионалы не смотрят какая цифра стоит…я: но я не профи!! продавец: ну значит, придется им стать!…. занавес )) помню, хотел даже отказаться от покупки, настолько сила привычки сказывается, но уж больно хорош этот двухподвес, чтобы из-за этого брать ниже классом, который наверняка и хардтейлом окажется ( я ничего против жесткачей не имею, сам на таких же катал, но понимаете, возраст наверное сказывается и пятой точке хочется при форсировании поребриков не испытывать пинков, ибо на ноги просто не охота вставать-старый стал, ленивый ), так вот через неделю обнаружил, что данная цифровая информация раньше только отвлекала!!! то есть, повторюсь-ноги сами чувствуют когда уже пора сменить передачу)
    всем хороших покатушек!))

  77. Игорь: -

    Так что именно потому что рабочая звезда средняя- на ней даже по ровной без подъёмов местности и ездят на горных велосипедах. Практически какой МТБ-велосипед не увидишь даже по асфальту ровная дорога спереди стоит цепь на меньшей звезде- скажем так система 44-34-28 спереди установлена. И почему-то даже на ровном асфальте задействована только звезда на 34 зубца- редко используется на 44 зуба.

  78. Рома: -

    Мені вистачає 8 передач з моїх 24 ,а 37-40 передач це маркетинг для тих хто нічо про це незнає.

  79. эдик: -

    Я все лето проездил на стерне на передней большой и на задней маленькой идаже скорость 48км/ч разавил. С небольшой горки 10-12% склон.ни какого перекоса цепи нет и ничего не стерлось

  80. Александр: -

    Последнее время активно знакомлюсь со статьями на сайте. ОТличная работа — почти вся информация в одном месте — почти ВИКИ )) или FAQ. Касательно данной статьи возникли небольшие вопросы (т.к. современный велосипед появился только недавно).
    1. У меня система 2х10 — вопрос — на таких системах также актуален перекос цепи ? Пока привыкаю и пытаюсь понять разницу в ведущих звездах — на работу ехать почти все время с горки — а обратно — все время в горку )))
    2. Никак не могу найти сравнения систем с 1 2 и 3 ведущими звездочками — может быть подскажете их принципиальную разницу ?

  81. Евгений: -

    Александр, у меня к трансмиссии была инструкция от Shimano. Там, точно помню, были описаны рекомендуемые сочетания, при которых перекоса нет. Если есть таковая — перечитайте, возможно там ответ. А просто из житейской логики, скорее всего, где то в диапазоне 6 средних звёзд сзади — уже можно менять переднюю, тогда точно перекоса не будет

  82. Gena: -

    У меня на Cube Race One стоит 2×11. Согласно инструкции допускаются любые варианты, кроме двух крайних диагональных вариантов. В магазине спецы уверяют, что смело можно использовать любые варианты. Думаю, на 2×10 тем более.



Мне интересно ваше мнение!

Поставить себе аватар вы можете здесь.
Все комментарии премодерируются, ознакомьтесь с правилами комментирования.